Удмуртия во всей красе

обзоры книг, статей, заметок по поиску кладов

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Akma » 05 апр 2013, 10:11

Красивые места :bravo: :bravo:
Аватар пользователя
Akma
 
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 09 янв 2012, 11:41
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Пункты репутации: 5

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Mdregion18 » 07 май 2013, 09:16

Великая отечественная война в Удмуртии.
Изображение
Великая Отечественная Война - самая трагическая и самая героическая страница нашей страны. О запредельной концентрации народного духа и национального самосознания в эти годы лучше всего говорят цифры и факты.
Удмуртия отдала фронту каждого четвёртого жителя - почти 400 тысяч своих сынов и дочерей. Из них более 145 тысяч пали смертью храбрых. Около 40 тысяч до сих пор числятся без вести пропавших.
110 уроженцев республики стали Героями Советского Союза, 20 - полными кавалерами ордена Славы.
На территории республики было сформировано 13 стрелковых, 9 артиллерийских, 8 авиационных дивизий и 12 транспортных частей, отдельный истребительный противотанковый дивизион имени Комсомола Удмуртии.
На фронте воевали пять братьев Лесниковых из Алнашского района, шесть братьев Сапаровых из Завьяловского района, восемь братьев Сидоровых из Можгинского района. Семья Жужговых из Дебёс проводили на фронт восемь сыновей и дочь, семья Наговицыных из Якшур-Бодьинского района - десять сыновей.
Жители Удмуртии собрали в Фонд обороны страны свыше полутора миллиардов рублей, двенадцать с половиной килограммов золота, отправили в Красную Армию более восьмидесяти вагонов индивидуальных и коллективных подарков.
В декабре 1941 года началось строительство легендарной железной дороги "Ижевск-Балезино" протяженностью в 146 километров. А уже в марте 1943 года по ней было открыто рабочее движение. Почти сорок тысяч подростков и пожилых людей построили дорогу, которая кратчайшим путём соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. В числе строителей дороги, награждённых орденом Ленина, была и 16-летняя Сабурова М. из деревни Доронята Кезского района.
Удмуртия была основным поставщиком стрелкового оружия для фронта. В довоенный период Ижевск производил чуть более 2 тысяч винтовок, а уже в январе 1942 года за сутки вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизию.
За годы войны ижевские заводы дали фронту более 11 миллионов единиц стрелкового оружия. Это почти столько же, сколько вся промышленность США, в 2 раза больше, чем все заводы Германии.
К ним нужно прибавить 7 тысяч авиапушек, 214 тысяч пулемётов Березина и Максима, 131 тысячу противотанковых ружей Дектярёва и Симонова, 692 тысячи пистолетов.
Воткинский завод за четыре года войны выпустил 52 тысячи пушек разных калибров, или почти 11 процентов производства артиллерии в стране. В завершающий период ВОВ коллектив завода добился среднего ежемесячного изготовления 1 тысячи пушек и до 60 тысяч штук боеприпасов. Чтобы пушки скорее попали на фронт, их красили прямо на железнодорожных платформах , пока паровоз тянул состав от Воткинска до Агрыза. В любое время суток и в любую погоду.
Ижевский метал - почти полтора миллиона тонн стали, 1 миллион 100 тысяч проката, почти 150 тысяч тонн штамповок и поковок, 100 тысяч тонн проволоки, калибровки и ленты, - поступал более чем на 150 оборонных предприятий страны. Из него ковали головки снарядов для "катюш" и коленчатые валы для самолётов, делали пружины для автоматов и противотанковых ружей, корпуса морских мин, отливали щиты пулемётов Максим и орудийные стволы.
Дисциплина, в годы войны, была не просто жесткая, а даже жестокая. За двадцатиминутное опоздание на работу можно было лишиться 100 граммов хлеба, 20 % вычитали из зарплаты в течение полугода. За один прогул - суд и приговор от 5 до 8 лет. В первую смену работали с 8 утра до 8 вечера, а во вторую - с 8 вечера до 8 утра. Если кто не выполнял сменное задание, всю бригаду оставляли на рабочих местах на 24 часа, а тех, кто должен был сменить их, направляли в сборочный цех. Работали без выходных. Свет вечером давали только заводам, в городе освещения не было.
В начале декабря 1941 года распоряжением заместителя Совнаркома СССР Берии Л.П. Ижевск был отнесен к режимным городам 1-й категории. В десять дней город очистили от "подозрительных" для НКВД лиц.
Удмуртия по-братски приняла в свою семью коллективы тридцати заводов и фабрик, эвакуированных из западных районов страны. Около 80 тысяч человек из Белоруссии и Украины, Центральной и Южной России, Закавказья иЗаполярья, Москвы и Лениграда приняла Удмуртия в годы ВОВ. Всех устроили на работу, обеспечили жильем и необходимым минимумом для жизни. Особенно тяжело пришлось бежавшим от немцев в первую военную зиму.
Во всех районах Удмуртии осенью 1941 года была объявлена трудовая повинность - для уборки урожая привлекали всех проживающих в сельской местности и районных центрах. Если за четыре предвоенных года колхозы Удмуртии сдали государству 792 440 тонн хлеба, то с 1941 по 1945 годы уже 911 308 тонн. А ведь тяжелую сельскую работу выполняли в основном женщины и дети.
За 1942 год колхозы Удмуртии сдали в Красную Армию 5854 лошади. В этом же году МТС республики передали для фронта 19 гусеничных тракторов и 76 автомашин. Мудрено ли, что пахать зачастую приходилось на быках и коровах.
Аватар пользователя
Mdregion18
 
Сообщений: 346
Зарегистрирован: 16 мар 2013, 10:26
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 93 раз.
Пункты репутации: 565

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Mdregion18 » 20 май 2013, 15:02

ГОСУДАРЕВА ДОРОГА (СИБИРСКИЙ ТРАКТ).


Изображение


У села Дебёсы сходятся две старинные дороги на восток из Петербурга и Москвы. Называлась эта дорога "Сибирский тракт", а ещё "государева дорога". Главным видом транспорта тогда была лошадинная упряжка, управляли которой ямщики. Люди проводили в дороге очень долгое время , и для отдыха людей и животных на протяжении всего пути располагались ямские станции. Вначале ямские станции на государевой дороге представляли собой выкопанные ямы - землянки, в которых хранился запас продовольствия для людей и животных. Со временем на месте землянок появились избы. Александр I требовал озеленять непроезжую часть тракта. Придорожные березовые аллеи украсили тракт. Народ окрестил их Александровскими.
Тракт был проложен во второй половине XVIII века по указу Екатерины II. В пределах Удмуртии тракт имеет протяженность 217 км.
Изображение


В народе тракт называли "великий кандальный путь"или "дорогой слез и горя", ведь по нему , кроме государевых людей, прошли тысячи арестантов: политзаключенные, декабристы, беглые крепостные, переселенцы. Их заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек. Этапные тюрьмы были в Бачкееве, Зуре, Дебесах. Прошел этот путь и сосланный в сибирскую ссылку Александр Николаевич Радищев за издание "Путешествие из Петербурга в Москву".
По государевой дороге русские купцы ехали из центра России в города Сибири и далее в Китай. Из Сибири купцы везли пушнину, рыбу, почту.
Сибирский тракт внёс большие изменения в жизнь села Дебёсы. Жить на дороге - значит служить ей, содержать в исправности. Сельчане должны были постоянно поддерживать дорогу в порядке, засыпать песком и гравием, строить мосты, почтовые станции, дома для отдыхающих, конюшни. Царь Александр I по этой дороге совершил путешествие на Ижевский оружейный завод.
Ежегодно по Сибирскому тракту проезжало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, 50 тысяч тонн различного груза.

Изображение


В начале XX века, в годы гражданской войны, вдоль тракта шли ожесточенные бои. Поджигали и взрывали мосты, снаряды пробивали дорогу, оставляя в ней огромные дыры, телеграфные столбы и Александровские березы крушили без сожаления.



Село Дебесы, перекресток улиц Советская и Андронова. В 1797 г. здесь соединились Старый Московский и более короткий Петербургский пути тракта.
Изображение
Аватар пользователя
Mdregion18
 
Сообщений: 346
Зарегистрирован: 16 мар 2013, 10:26
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 93 раз.
Пункты репутации: 565

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 06 окт 2014, 12:13

Сарапул

Существуют различные версии происхождения названия Сарапул: чувашская (или булгарская) (сара-пула «жёлтая/красивая рыба»), тюркская (сара-пула «желтая монета (чешуя)»), индийская (зара-пур «золотой город»). По мнению исследователей, наиболее правдоподобной выглядит булгарская версия. Ей не противоречит и тюркский вариант про «золотую чешую».

В 1174 году новгородцы до основания Вятки семь лет живут на Каме: «поставиша подле град и нарекоша имя ему Сарапул» /Сказание о вятчанех/

Изображение

Начало городу положило дворцовое село Вознесенское, основанное русскими поселенцами на высоком правом берегу реки Камы. В дозорной книге за 1621 г. содержится описание “села Вознесенского, что на Сарапуле”. В актах XYII века местность около него всегда называлась Сарапульским уездом. В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губернии, стал с тех пор значительным пунктом Арской дороги в “Сибирские земли” и назывался уже дворцовой слободою.

В сентябре 1780 г. по указу императрицы Екатерины II было учреждено Вятское наместничество из 13-и уездов, в число которых вошел и Сарапульский. Вятское наместничество вместе с Нижегородским и Костромским составляли одну административную область - генерал-губернаторство, центром которого был г. Нижний Новгород. Во главе его стоял государев наместник, генерал-губернатор, которому непосредственно подчинялись правители наместничеств и наместнические учреждения. Первым генерал-губернатором Нижегородским, Вятским и Костромским был назначен генерал-поручик А. А. Ступишин, а Вятским наместником - генерал-майор С. Д. Жихарев. С образованием Вятского наместничества бывшей дворцовой слободе Сарапулу был присвоен статус города, утверждены план его застройки, а также герб.


Город Сарапул был административным центром всего Прикамского края. В 1797 г., с образованием Вятской губернии, он становится одним из её уездных городов. В это время Сарапул был совсем небольшим городком, имевшим всего 533 дома и три церкви, две из которых были каменные и одна деревянная. В числе 1226 его жителей находилось 128 купцов, 51 мещанин и 1047 дворцовых крестьян. Вся местность вокруг Сарапула была занята земледельческим населением, которое нуждалось в выгодном рынке для сбыта сельскохозяйственных продуктов и для приобретения различных промышленных товаров. При таких благоприятных условиях стало быстро возрастать значение Сарапула, как торгового центра и в конце XVIII века здесь уже была сосредоточена вся торговля хлебом в Среднем Прикамье. Писатель А. Н. Радищев, возвращаясь из ссылки по Каме в 1797 г., отметил много пристаней в Сарапуле. Он записал в своем дневнике: “По утру рано ездил на лодке в Сарапул. Нашел дальнюю родню. До Сарапула в разных местах заводские пристани. В Сарапуле пристань хлебная, откуда попадали суда, идущие в Пермь... Много хлеба с Камы идет в Россию. Ниже Сарапула пристань, где грузят лес дубовый на строение корабельное и мачты в Астрахань”.

Благодаря своему положению на реке Каме, в богатой плодородной местности, Сарапул стал быстро развиваться и богатеть. Новый толчок его росту, развитию ремесла и торговли дало решение правительства от 4 января 1805 г. о переводе всех дворцовых крестьян, к которым принадлежало и большинство жителей Сарапула, в звание государственных крестьян с правом свободного перехода в мещанство и купечество. Многие предприимчивые люди воспользовались этим правом и в городе резко возросло количество всевозможных мастерских и мелких промышленных предприятий. Основой сарапульской промышленности было кожевенное и чеботарное производство. Сарапульская кожа и обувь находили сбыт на крупнейших российских ярмарках - Мензелинской, Ирбитской и Нижегородской

Изображение

Город особенно расширился, вырос и разбогател во второй половине XIX века, когда на Каме открылось и развилось пароходство. Одними из главных предметов торговли жителей Сарапула были рожь, ржаная мука, овёс, которых вывозилось ежегодно до трех миллионов пудов. Из Сарапула вывозились до ста тысяч пудов льна и пеньки, а также большое количество шерсти и кожевенных товаров. В Сарапул же привозилась местными купцами соль, которая обменивалась на другие товары. Чай и сахар привозились оптовыми торговцами как для местной продажи, так и для сбыта на различных ярмарках. Сарапульские купцы закупали лес в Пермской губернии, сплавляли по Каме в южные безлесные губернии и там продавали его. Из других областей России и из-за границы в Сарапул ввозились большие партии тканей, мебели, фарфора и других товаров. В конце XIX века в городе было более 40 фабрик и заводов с объемом производства в 1 797 000 рублей, из которых большую часть составляли кожевенные (20 заводов), а также 2 винокуренных завода, 3 мыловаренных, 6 кирпичных, 1 фабрика для выделки льна. В городе было 76 различных ремесленных мастерских. В 1897 г. из Сарапула по Каме отправлено более 1000 судов с 1 387 000 пудов разных товаров. Было налажено пароходное сообщение с Пермью и Казанью. Общий товарооборот города достигал семидесяти миллионов рублей. В это время Сарапул был некоронованной столицей Среднего Прикамья. Здешних купцов - Смагиных, Шитовых, Курбатовых, Ижболдиных, Бодалёвых знала вся Россия. Город стремительно развивался. В 1867 г. здесь было открыто первое Сарапульское уездное земское собрание. В 1869 г. - Общественный банк. В 1872 г. было введено Городовое положение и в Сарапуле открыта городская управа, городским головой был избран купец Г. Д. Пешехонов. В июле 1874 г. в Сарапуле открылся Окружной суд (для уездов Сарапульского, Елабужского и Малмыжского).

Со стороны Камы город выглядел очень красиво. Расположенный по склону Старцевой горы, он был хорошо виден с парохода. Прямые улицы с рядами каменных зданий, белые церкви, возвышающиеся в разных местах города, масса садов за городом, пристань со многими пароходами - таким видели Сарапул приезжающие. А их было немало. В разные годы город посетили: Николай Михайлович, герцог Лейхтенбергский (1865), великий князь Алексей Александрович (1873) - именно в его честь вновь открытому Сарапульскому реальному училищу было присвоено наименование Алексеевского, а также великий князь Михаил Николаевич (1887). Проездом и на короткое время здесь останавливались выдающиеся русские писатели: А. Н. Радищев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Все они оставили заметки о своем пребывании в городе в художественных произведениях, дневниках или письмах.

Таким образом, в начале ХХ века Сарапул вполне оправдывал мнение о себе, как об одном из лучших городов Вятской губернии. К сожалению, годы общественных потрясений, последовавших за Октябрьской революцией, самым неблагоприятным образом сказались на всех сторонах его жизни. В первые годы советской власти экономика города была полностью развалена, особенно после национализации промышленных предприятий. Для работы не хватало ни качественного сырья, ни квалифицированных кадров. Страна пылала в пламени гражданской войны. В 1918-1919 гг. территория Прикамья стала ареной ожесточённых боёв. Красная армия остро нуждалась в обмундировании, и предприятия Сарапула начали выпускать армейскую обувь. Военные заказы позволяли кое-как существовать многим жителям города. В 1920-е гг. положение промышленности города оставалось по-прежнему тяжелым. С переходом к мирному строительству свёртывалось производство на заводах, выполнявших заказы Совета Обороны. Часть рабочих уходила в деревню или занялась кустарными промыслами. Городские власти принимали меры для налаживания промышленного производства в городе. Была проведена реорганизация управления промышленностью в соответствии с новыми политическими условиями.

В 1930-е гг. в городе были открыты новые промышленные предприятия: швейная фабрика, лесокомбинат, шпалозавод; реконструированы и расширены спиртовой и пивоваренный заводы, построены путевые железнодорожные мастерские, железнодорожная станция и пристань соединены железнодорожной веткой. В 1939 г. в Сарапуле насчитывалось уже до 30 предприятий государственной и местной промышленности и промысловой кооперации. В канун Великой Отечественной войны Сарапул стал одним из крупных промышленных центров Удмуртии.

До 1924 г. город Сарапул был центром Сарапульского уезда Вятской губернии, с 1924 по 1930 гг. - окружным центром Сарапульского округа Уральской области, с 1930 по 1939 гг. - центром Сарапульского района Кировской области. С 1939 г. он является городом республиканского подчинения и центром Сарапульского района Удмуртии.

В годы Великой Отечественной войны тысячи сарапульцев встали в ряды защитников Родины. Предприятия города значительно увеличили выпуск военной продукции. Осенью 1941 г. было налажено производство эвакуированных в Сарапул заводов им. Орджоникидзе и им. Дзержинского. Сарапульцы принимали активное участие во всенародном патриотическом движении по оказанию помощи фронту: в фонд обороны от горожан поступило более восьми миллионов рублей. Настоящими патриотами проявили себя сарапульцы и на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них были награждены орденами и медалями, а 14 наших земляков удостоены звания Героев Советского Союза. Отличились в боях за Родину уроженцы Сарапула вице-адмирал Ф. С. Седельников, генерал-майор Н. А. Болотников и другие военачальники.

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 06 окт 2014, 17:33

Шаркан - как красиво и гордо звучит!

О происхождении названия села Шаркан в народе бытуют две легенды. В первой говорится, будто бы по этим местам когда-то проезжал хан Шарухан. Поскольку у удмуртов не было звука «Х», получилось слово «Шарукан», то есть, близкое к названию села. Вторая легенда гласит о том, что название села связано с татарским словом «шалкан» (по-русски – репа). Предположительно, что близка к правде вторая легенда. Во-первых, человек столь высокого ранга – хан – не мог сам разъезжаться по маленьким «росчисным» участкам, которые рождались в глуши лесов. Во-вторых, о связи двух слов – «шалка» и «Шаркан» говорит тот факт, что крестьяне имели «пчелиные угодья по ключам и репища по лесам». Очевидно, на одном из таких «репищ» и вырос починок Шаркан.

Немало лет прошло с тех пор, как на лесной делянке, над шумным родником родился починок Шаркан, центр Шарканского района.

В 1838 году Шаркан из деревни превратился в село. В этом же году в новом селе завершилось строительство Петропавловской церкви. В 1849 в Шаркане основан чугуно-литейный завод промышленника М. И. Родыгина. В конце XIX века Шаркан становится довольно крупным торговым центром. Торговля велась главным образом хлебом, одной из самых известных купеческих семей были Зоновы. По данным десятой ревизии в 1859 году в 57 дворах казённого села Шаркан Сарапульского уезда Вятской губернии проживал 541 человек, в селе имелось сельское училище, земская станция, мельница.

В селе находилась женская монашеская община, получившая в 1918 году статус монастыря. В обители находилась чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона.

Во время Ижевско-Воткинского восстания Шаркан был занят повстанцами 20 августа 1918 года, были расстреляны и арестованы местные большевики, при этом многие жители села (включая бывших офицеров) поддержали восстание, а впоследствии присоединились к армии Колчака. До ноября 1918 в окрестностях Шаркана шли бои, ввиду важности этого направления для обороны восставшего Воткинска, здесь был образован Шарканский фронт. Сам Шаркан был взят Красной Армией 7 октября 1918.

После революции было включено во вновь образованную Вотскую АО, а в 1929 году стало центром Шарканского района

В 1921 возобновил работу чугунолитейный завод. В 30-е годы в Шаркане появились центральная районная больница и средняя школа, начала работать библиотека. В 1939 году была закрыта церковь Петра и Павла (в 50-х годах здание разрушено).

Изображение

С началом Великой Отечественной войны Шаркан принял 188 детей, эвакуированных из Литовского пионерского лагеря. Шарканцы участвовали в строительстве аэродрома в Ижевске и военных заводов в Глазове. После Великой Отечественной войны на месте чугунолитейного завода, не имевшего перспектив к развитию по причине удаленности от железных дорог, открылась швейная фабрика.

Каргора. Высотой 274 м, с обзором таким, что даже воткинский пруд видно. По преданию, здесь раньше жили великаны Алангасары.

Изображение

Сказочная поляна. Окружена деревянными статуями удмуртских духов и богов. Каждый вечер становится центром местной молодёжной тусовки.

Изображение

Изображение

Изображение

Шаркан! Здесь есть где развернуться в поисках сокровищ! :search: :kop: :klad: :zakop: :happy: :sndk: :dance:
Последний раз редактировалось Антон 24 окт 2014, 18:55, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 07 окт 2014, 14:19

Воткинск

История Воткинска, тесно связана с историей завода, она уходит своими корнями в ХVIII век. В 1757 году владелец Гороблагодатских заводов граф П.И.Шувалов получил разрешение на строительство нового железоделательного завода на реке Вотка. «…Оный Воткинский железный завод повелено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу государственной Берг-коллегии… 1757 года октября 20 дня…». Спустя два года, 21 сентября 1759 года, на заводе были пущены в действие два кричных молота - это событие стало отправной точкой для истории Воткинска. Завода начинался с плотины, длина её составляла почти 382 сажени, а качество исполнения высоко оценил академик И.Герман, один из лучших знатоков горнозаводского дела, заметив, что по образцу ее «почти во всех, как в России, так и в Сибири находящихся заводах плотины одинаковым образом устаиваются». В результате строительства плотины образовался Воткинский пруд, общей площадью 22 кв. км – один из крупнейших на Урале и в Европе.

Изображение

Одновременно с заводом строился и поселок – дома мастеровых и рабочих. В 1760 году на Предзаводской площади была сооружена деревянная Димитровская церковь, спустя 56 лет на её месте был заложен Собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, ставший одним из духовных символов Воткинска. Именно в нем 5 мая 1840 г (ст.ст.) крестили своего новорожденного младенца Петра супруги Чайковские. Отец будущего композитора – Илья Петрович Чайковский работал Горным начальником Камско-Воткинского горного округа и внес немалый вклад в развитие не только заводских производств, но и развития инфраструктуры горного города, сохранения окружающей среды. Воткинск издавна славился музыкальными традициями. Еще в 1817 году мастеровые завода, а составе музыкального коллектива гастролировали в губернском городе Вятке. В 1909 году было организованно музыкально-драматическое общество им. П.И.Чайковского, в состав которого входили инженеры, служащие, рабочие завода, представители купечества и интеллигенции.

Изображение Изображение


Изображение

10 декабря 1813 года по Высочайшему указу императора Александра I, Воткинск был «сравнен с главными горными заводами», этот гордый статус он носил до 1861 года, когда после отмены крепостного права, «заводские горожане», стали именоваться сельскими
обывателями. Строился уникальный город-завод по четко выверенному плану, как и все российские города, заложенные в ХVIII веке. Наиболее заметный след в истории архитектуры в Воткинске, оставил заводской зодчий В.Н. Петенкин, ученик известного архитектора А.Д.Захарова. С 1822 года он трудился в Воткинске, в 1836 году им был разработан Генеральный план застройки производственных помещений, комплекса казенной усадьбы горного начальника, рабочего поселка, обустроены места отдыха. С окончанием этих работ Воткинск превратился в один из лучших горных поселений Урала. Большую роль в истории города сыграли выдающиеся деятели науки и техники, работавшие на заводе – С.И.Бадаев – металлург, изобретатель инструментальной стали; И.П.Чайковский – начальник Камско-Воткинского горного округа (1837-1848г.г.) – основатель пароходостроения; В.Е.Холостов – создатель первой на Урале мартеновской печи. В главных городах нашей страны – Москве и Петербурге находятся изделия воткинских умельцев. Памятником искусства и мастерства стал шпиль Петропавловской крепости, породнивший северную столицу и Воткинск, он был изготовлен и собран руками мастеровых завода в 1858 году. Сергиевский, ныне Александровский мост, украшающий столицу нашей Родины – также пример высочайшего мастерства воткинских рабочих.

Революционные события 1917 года во многом изменили как судьбу города и его жителей. В период Гражданской войны население Воткинска (по разным оценкам), уменьшилось в два раза. Жизнь расставила по разные стороны баррикад некогда единые, многочисленные и дружные семьи. Многие из воткинцев навсегда покинули Родину в составе добровольческих подразделений Воткинской Народной армии, бойцы которой сражались с войсками Красной Армии и составе армии адмирала Колчака. В ноябре 1922 завод был законсервирован, и лишь спустя 3 года, 9 сентября 1925 года был вновь «пущен в действие», это и стало вторым днем рождения города-завода. Миновав тяжелый период консервации, Воткинский завод вновь становится одним из флагманов отечественной индустрии: экскаваторы, драги для золотодобывающей промышленности, пушки. В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встал каждый четвертый воткинец. По инициативе комсомольцев завода в октябре 1942 был сформирован Артдивизион имени Комсомола Удмуртии, прошедший с боями от Сталинграда до Праги. Уникальные традиции ракетного производства, от «Темпа – 2С» и «Пионера» до «Тополя», «Булавы», «Искандера» заложенные на заводе дважды Героем Социалистического Труда Садовниковым В.Г., Героем Социалистического Труда Никитиным Б.Г. сохранены и продолжены.

Изображение

В настоящее время экономика города имеет многоотраслевой характер, в Воткинске действует более 900 предприятий и учреждений различных форм собственности (металлорежущие станки, оборудование для нефтяной промышленности, специальная техника, редукторы, товары бытового назначения). В городе действует 6 муниципальных учреждений здравоохранения, 18 школ, в том числе, 3 специализированные; 2 высших, 3 средних специальных учебных заведения, 1 профессиональный лицей. Численность населения по данным Всероссийской переписи (2002 г.) - 99 441 чел. Воткинск входит в Союз исторических городов России. На его территории расположены три музея: Музей-усадьба П.И. Чайковского, Музей истории и культуры города Воткинска, Музей четырежды орденоносного ОАО «Воткинский завод».

Изображение

http://cs540104.vk.me/c620429/v620429652/1d9fb/rAQ_a8HU68c.jpg

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 07 окт 2014, 14:38

Сюмси

Первые признаки жизни человека на территории Сюмсинского района относятся к каменному веку. Возле деревни Балмы, на берегу реки Кильмези, археологическими раскопками установлено 5 древних стоянок и селищ, 2 поселения и 1 стоянка возле Муки-Каксей, на берегу реки Валы, 2 стоянки – у Пумсей.
Всего на территории района обнаружено 14 стоянок и поселений. Это были неукрепленные деревянные поселения, существовавшие с эпохи мезолита и до средневековья. Первые стоянки появились в бассейне реки Валы в середине VII тысячеления до н. э. и представляли собой поселения с жилищами-землянками.
После падения Казанского ханства в 1552 году началось присоединение удмуртов к России, завершившееся в 1558 году.
До 1780 года территория, на которой ныне расположен наш район, входил в состав Казанского уезда.
В 1780 году с образованием Вятского наместничества территория его была разбита на 13 уездов, а нынешняя территория Сюмсинского района была отнесена к Малмыжскому уезду. Малмыжский уезд, в свою очередь, делился на 5 станов. Но императорским Указом от 12 декабря 1796 года Вятское наместничество преобразованно в губернию и разделено на 10 уездов – Малмыжского уезда не стало. Лишь в 1816 году он был восстановлен, с того времени Вятская губерния более ста лет существовала в составе 11 уездов.

Изображение

Значение названия села с удмуртского языка образуется от слов сюм (залив, затон) и си (река, водный источник), что дословно означает — река, вытекающая из залива, а применительно к селу означает, что оно стоит на месте, где река вытекает из залива.
Сюмсинский район находится в западной части Удмуртской Республики, граничит с Увинским, Селтинским, Вавожским районами и Кировской областью.

Площадь района составляет 1782 кв. км, из которых 70 % покрыто лесами. Рельеф района равнинный, слабо волнистый. Данный рельеф и ландшафт сформирован под действием различных факторов: ледникового периода / Бабьинские горы/, атмосферных и текучих вод, внутренних сил земли. Талые воды ледника отложили много песка, который и покрыл территорию района.

В районе около 114 рек и речушек, крупная из них — Кильмезь, левый приток Вятки. Протяженность Кильмези 270 км, по району — 65 км

Большинство селений района были основаны в 18–19 веках, а некоторые даже в ХХ веке. Исключение составляет, пожалуй, только село Сюмси. Как пишет М. Г. Атаманов в «Истории Удмуртии в географических названиях» Сюмси старше всяких переписей! А ведь самая первая перепись, которая известна, проводилась в 1615 году.

В 1918 — 1919 годах на территории района шли активные военные действия. Большую роль в освобождении нашего района от колчаковцев сыграла дружина, возглавлял которую военком Теребиловского волисполкома (под Уржумом) Н. Г. Сорокин-Михайлов.

В годы Великой Отечественной войны из района в армию было направлено 4430 человек, в том числе 116 женщин. К этому количеству необходимо прибавить еще 673 человека, которые были призваны в армию ранее и участвовали в военных действиях. Число не вернувшихся с фронта превысило 2600 человек.

В имеющихся в Удмуртском государственном архиве документах Сюмси упоминаются в 1759 году в числе 16 населенных пунктов Зонского прихода. Тогда в Сюмсях было 11 дворов со 126 душами и назывались Старые Сюмси. Селом Сюмси стали гораздо позднее. В России существовала традиция селом называть поселение, где расположена господская усадьба, наличие церкви считалось необязательным. Но для Удмуртии село – сравнительно новый тип поселения. Населенный пункт приобретал статус определением Святейшего Синода либо губернской администрации только после постройки в нем церкви.

В 1839 году в Сюмсях была построена каменная Сретенская церковь. Дата эта однозначно называется во многих сохранившихся документах. В «Вятских Епархиальных ведомостях» за 1874 год говорится: «Около 1826 года был открыт приход Сюмсинский. Первоначально здесь была устроена деревянная церковь, переделанная из часовни. В 1835 году начата постройка каменной церкви. К декабрю 1839 года она уже была закончена, а деревянная церковь вскоре от усиленной топки сгорела».

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 08 окт 2014, 16:00

Город Можга - он же Свет, он же Красный поселок, он же станция Сюгинская.

Название город унаследовал от соседнего села Можга, из которого в будущий город в 1924 году был переведён административный центр Можгинского уезда. Можга — это название одного из удмуртских родов, всего в современной Удмуртии название этого рода входит в состав названий почти двух десятков населённых пунктов: Большая Можга, Косая Можга, Сям-Можга

Изображение

Город зародился в 1835г. как поселок при Сюгинском стекольном заводе (на реке Сюгинке), основанном по инициативе и на средства крупнейшего мецената, купца первой гильдии Федора Григорьевича Чернова.
В 1842г. завод и прилегающиеся леса были проданы А.Е.Лебедеву, который приступил к производству стекла фабричным способом, преселив сюда 25 семей опытных рабочих. Династии можгинских стеклодувов славились своим искусством в производстве не только технического стекла, но и кувшинов, фигурок зверей.
В начале XX в. на Сюгинском заводе бывал и изучал технологию производства стекла писатель А.Н.Толстой. Управляющий заводом С.А.Шишкин был его родственником по матери.
В 1892 году Сюгинский стеклозавод перешел в собственность С.А. Сырневой и С.А. Шишкова. Основной продукцией завода в этот период были оконное листовое стекло, бутылки пивные и емкости для хранения кислот.
Поселок, состоял в то время из улиц - порядков. Центральная улица поселка называлась Большим порядком (ныне улица Октябрьская). Двух - и четырех квартирные дома рабочих завода, расположенные по обеим сторонам улицы, замыкали особняки владельцев стеклозавода Сырнева (вспомогательная школа № 7) и Шишкова (культурный центр "Свет").
В доме Сергея Александровича Шишкова в 1902 году гостил вместе с женой будущий, всемирно известный писатель Алексей Николаевич Толстой. Толстой проходил практику на заводе своего дяди С.А. Шишкова, будучи студентом Петербургского технологического института. В своих письмах к родственникам он, восхищенный красотой окружающей природы, заводом и рабочим поселком, писал: "Маленький городок, чрезвычайно хорошо, чисто и аккуратно устроенный, со всеми угодьями...". Фрагменты пребывания А.Н. Толстого в поселке Сюгинского стеклозавода нашли свое отражение в художественных произведениях "Хромой барин" и "Мишутка Налымов".

Изображение

1914 году началось строительство железной дороги Казань-Екатеринбург. В 1916 году вблизи заводского поселка была построена железнодорожная станция, получившая название Сюгинская. Железнодорожная станция Сюгинская лишь после Великой Отечественной войны была переименована в станцию Можга.
После Октября поселок назывался Свет, затем - Красный поселок, а с 1926г. - город Можга. Из его архитектурных памятников наиболее интересно здание педучилище (1929) - приемника Елабужской удмуртской учительской семинарии. В Можгинском педучилище учился практически каждый второй удмуртский писатель.
Город расположен на реке Сюгинке в 97 км от Ижевска.
Сейчас Можга по обьемам промышленной продукции и численности населения - город средней величины, имеющий тенденцию к развитию. На 1 января 1994 года здесь проживало 48 тысяч человек, в том числе 57 процентов - русские, 26 процентов - удмурты, 16 процентов - татары. По обеспеченности трудовыми ресурсами Можга - город трудоизбыточный.


Изображение
Город Можга. Храм в честь Михаила Архангела. Каменный храм. Русский стиль

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 10 окт 2014, 15:04

Село Дебёсы

Дебёсы находятся в северо-восточной части нашей республики. На востоке граничит с Большесосновским районом Пермского края, на юге- с Шарканским, на западе с Игринским, на севере- с Кезским районами Удмуртской Республики.

Изображение

Дебёсы одно из самых "удмуртских" сел Удмуртии. В списке таковых он на 3-м месте после Шарканского и Алнашского районов. Тем не менее, дебесские удмурты считаются сильно обрусевшими. На процесс обрусения в значительной мере оказал влияние Сибирский тракт, по которому на протяжении всего XIX века в верховьях чепцы, то есть на территорию современных Дебёс, шло активное переселение русских крестьян как со стороны Казани и Вятки(запад), так и со стороны Перми(восток).

Заселение территории верховьев реки Чепцы и в том числе с.Дебесы началось в V веке нашей эры. Учёные до сих пор спорят, откуда оно пошло: с верховьев или со среднего течения Камы?

В условиях глухих таёжных мест и болотистых междуречий основные пути передвижения в те времена были привязаны к рекам и их водоразделам. От истока Камы что около села Кулига (Кезский район УР) до верховьев реки Юс, одного из притоков Чепцы, рукой подать - всего 3 километра. Но и между истоком Чепцы и верховьями реки Очёр (правый приток Камы на территории Пермского края) также лишь несколько километров. И они тоже могли быть легко преодолены.

Как бы то ни было, учёные сходятся в одном: заселение Мелецкого поречья шло от верховьев Чепцы к её низовьям - с востока на запад. То есть территория Дебес в поле зрения верхочепецких первопоселенцев оказалась в числе первых.

Первыми засельщиками дебёсской земли были как представители прапермских племён Прикамья, так и угорские уральского происхождения. Чуть позднее к ним стали подселяться переселенцы с Вятки. Впрочем, последние с «дебесскими» прапермянами имели дальнее родство. По времени оно относилось ещё к ананьинской эпохе (1-е тысячелетие до эры).

Высокий правый берег Чепцы изрезан глубокими оврагами и логами, поэтому он идеально подходил для возведения укреплённых пунктов - городищ. Городища возводились на высоких мысовидных холмах, образованных рекой и одним или двумя оврагами. Форма площадок бывала разной. Она определялась природной конфигурацией мысов.

Байгурезьское городище, скорее всего, возведено раньше Варнинского и Тольёнского городищ. Причём, оно, вероятно, играло роль не только оборонительного пункта, но и святилища. До сих пор в Дебёсах известна легенда, из которой следует, что гора Байгурезь по представлениям верхочепецких удмуртов являлась точкой мироздания и своего рода Олимпом языческих богов наших далёких предков. (Такое совпадение вряд ли может быть случайным!).

Селища дебёсские «поломцы» основывали в непосредственной близости от городищ, то есть также в прибрежной полосе Чепцы. Это делалось для того, чтобы в случае военной опасности быстро укрыться за их стенами.

Верхочепецкие первопоселенцы вели комплексное хозяйство. Они занимались подсечным земледелием и домашним животноводством, но главными хозяйственными отраслями, особенно на самом раннем этапе, были промысловая охота и рыболовство.

Рыбой обеспечивала Чепца, следовательно, селиться далеко в стороне от неё было очень невыгодно. Охотникам также невозможно было далеко отходить от своих родных очагов. Постоянная опасность набега иноземцев вынуждала их ограничиваться небольшой площадью охотничьих угодий в радиусе всего 10-15 километров.

В Дебёсском районе в это время тоже появляются новые селища около современных деревень Варни и Тольён на правом берегу Чепцы и около деревни Лесагурт - на левом. Также о совершенно новом уровне социально-экономического развития дебетских «поломцев» на данном этапе говорит находка Лесагуртского клада. Он был схоронен примерно в 200 метрах от Лесагуртского селища УШ-Х веков.

Клад нашли в 1961 году во время сенокосных работ варнинские ребята. В нём было более ста серебряных восточных монет конца VI - середины IX века, а также тонкие медные пластины и серебряные шейные гривны так называемого глазовского типа. Все вещи клада находились в серебряной шкатулке, на крышке которой, по сообщению ребят, были изображены разъярённый лев и стреляющий в него лучник.

Лесагуртский клад - один из нескольких богатых причепецких кладов, относящихся к периоду раннего средневековья. Восточные монеты, схороненные в них, указывают на широкие торговые связи с южными народами.

Если взглянуть на карту нашей республики, то места находок «поломских» кладов дадут чёткое представление о том, где проходил участок Великого пушного пути, который связывал Волжскую Булгарию (а через неё и регион Прикаспия) с северной Удмуртией.

Изображение

В начале ХVII века «тёмные века» нашей стороны сменило «смутное время» России. Точно так же, как во времена ордынцев и феодальных междоусобиц, из центральной России в годы Смуты «от великого разорения и нестроения» бежали в глухие уголки Вятской земли русские крестьяне. Приток пришлого населения на Вятку снова вынудил удмуртов потесниться. Им вновь пришлось возвращаться к своим «истокам». Но теперь заселение бассейна Чепцы осуществлялось в обратном направлении: с запада на восток - от низовьев Чепцы к её верховьям.

Поскольку государева казна после Смуты и последовавших за ней почти непрерывных войн с Польшей и Литвой была пуста, царь Алексей Михайлович, едва вступив на престол, попытался навести порядок в сборе налогов. С этой целью провели перепись податного населения. Тогда-то переписные книги Карийского стана 1646 года и зафиксировали впервые три самых восточных населённых пункта в верховьях реки Чепцы.

Два из них записали в статус рядовых починков: «на Дебессе речке» (современное село Дебёсы) и Варни (одноименная деревня нашего времени)

Изображение

А «виной» тому был Сибирский тракт. Это он «ввел» дебесских удмуртов в общий поток общероссийской истории, однажды поставив их перед жёстким выбором, какой дорогой идти дальше.Дебесы в свою очередь угодили на стык сразу двух дорог (в нашем селе соединялись две ветки тракта, из Москвы и Санкт-Петербурга, - далее в Сибирь вела уже только одна дорога).

Хотя маршрут Сибирского тракта через территорию северной Удмуртии окончательно утвердился только к концу XVIII века, становление его «удмуртского» участка началось на столетие раньше. Это было связано с тем, что Великий пушной путь в эпоху Ивана Грозного полностью изменил своё направление. Если прежде он шёл с юга от Прикаспия вдоль Волги на Каму (и Вятку) и далее на север в Биармию, то теперь - из Москвы через Биармию (Пермь Великую) в Сибирь.

Изображение

«Дебёсский караул» располагался на восточном пограничном стыке Казанского и Хлыновского (Вятского) уездов, и поэтому дебёсцам вменялось в обязанность следить за всеми незаконными передвижениями казанцев и вятчан в сторону Урала и Сибири. Но власти как в воду глядели. В 1682 году казанские служилые люди «неведомо по какому указу» проложили дорогу через Арск, Малмыж и Дебёсский караул до пермских владений именитых людей Строгановых и далее до Соли Камской и Кунгура Вятчане тоже проявили хватку. В том же году они также наладили дорогу на Дебёсы и далее в сторону Урала через удмуртские деревни Глазов, Балезино, Полом и Дебёсы.

Прежде все «государевы дороги» обходили земли удмуртов стороной в силу двух причин. Во-первых, в XVII веке на удмуртов, как и на всю Вятскую землю, возлагалась обязанность снабжать русское население осваиваемой Сибири хлебом. В XVIII веке, когда русские сами освоили под пашни целинные земли в Южном Зауралье (то есть территорию современной Курганской области), перед Вятской землей, и удмуртами в том числе, поставили новую, но не менее важную задачу - кормить хлебом российский флот,

Такое положение дел вынуждало власти делать удмуртам некоторые послабления. К примеру, удмуртам довольно долгое время позволялось быть двоеверцами (то есть формально числиться православными, но на деле быть язычниками), варить кумышку (удмуртский самогон, использовавшийся при проведении языческих молениях) и прочее. Но самое главное заключалось в том, что на земли удмуртов фактически было запрещено переселяться русским крестьянам.

Жизнь на Сибирском тракте помимо первоначальных неудобств имела и преимущества, которые способствовали более быстрому социально-экономическому и культурному развитию дебесского населения. Уже во второй половине XVIII пека в Дебёсах действовал торжок, привлекавший население ближайшей округи. А через столетие Дебёсы - это уже крупный центр базарной и ярмарочной торговли (помимо еженедельных базаров в селе ежегодно проводились 5 крупных ежегодных ярмарок).

Тракт с середины XIX века дал возможность активно заняться местными и отхожими промыслами. Промыслы обеспечивали спрос как местного населения, так и разных чинов проезжающего через Дебёсы люда: извоз, кузнечное, портняжее, пекарное дело.

Тракт расширял кругозор удмуртов, живших в придорожных селениях. Они видели, как по «кандальному тракту» проходили нескончаемые партии арестанчов, проезжали декабристы, петрашевцы, революционеры-народники. Они могли общаться с проезжим людом разных чинов, сословий и национальностей, среди которого нередко можно было встретить и тех, кто оставил значительный след в истории и культуре России. Они и сами, бывало, выходили в путь: на заработки в ближние и дальние уезды и губернии, на золотые прииски Урала и Сибири, а то и просто по святым местам, каких немало на Руси.

Изображение
Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Re: Удмуртия во всей красе

Сообщение Антон » 11 окт 2014, 11:00

Кизнер

В 1914 году начато строительство железной дороги «Казань—Екатеринбург», проходящей неподалёку от села Кизнер, в 1915 году на железной дороге завершается строительство станции Кизнер и вскоре рядом с ней появляются первые дома.

Изображение

2 октября 1942 года станция Кизнер получает статус посёлка городского типа, и в него переводится административный центр Кизнерского района[2][3].

Постановлением государственного совета Удмуртской республики № 836-10 от 29 мая 2007 Кизнер становится посёлком сельского типа
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
Антон
 
Сообщений: 622
Зарегистрирован: 16 апр 2014, 16:49
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Пункты репутации: 106

Пред.След.

Вернуться в Литература по кладоискательству

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot]

cron