Село Дебёсы
Дебёсы находятся в северо-восточной части нашей республики. На востоке граничит с Большесосновским районом Пермского края, на юге- с Шарканским, на западе с Игринским, на севере- с Кезским районами Удмуртской Республики.
Дебёсы одно из самых "удмуртских" сел Удмуртии. В списке таковых он на 3-м месте после Шарканского и Алнашского районов. Тем не менее, дебесские удмурты считаются сильно обрусевшими. На процесс обрусения в значительной мере оказал влияние Сибирский тракт, по которому на протяжении всего XIX века в верховьях чепцы, то есть на территорию современных Дебёс, шло активное переселение русских крестьян как со стороны Казани и Вятки(запад), так и со стороны Перми(восток).
Заселение территории верховьев реки Чепцы и в том числе с.Дебесы началось в V веке нашей эры. Учёные до сих пор спорят, откуда оно пошло: с верховьев или со среднего течения Камы?
В условиях глухих таёжных мест и болотистых междуречий основные пути передвижения в те времена были привязаны к рекам и их водоразделам. От истока Камы что около села Кулига (Кезский район УР) до верховьев реки Юс, одного из притоков Чепцы, рукой подать - всего 3 километра. Но и между истоком Чепцы и верховьями реки Очёр (правый приток Камы на территории Пермского края) также лишь несколько километров. И они тоже могли быть легко преодолены.
Как бы то ни было, учёные сходятся в одном: заселение Мелецкого поречья шло от верховьев Чепцы к её низовьям - с востока на запад. То есть территория Дебес в поле зрения верхочепецких первопоселенцев оказалась в числе первых.
Первыми засельщиками дебёсской земли были как представители прапермских племён Прикамья, так и угорские уральского происхождения. Чуть позднее к ним стали подселяться переселенцы с Вятки. Впрочем, последние с «дебесскими» прапермянами имели дальнее родство. По времени оно относилось ещё к ананьинской эпохе (1-е тысячелетие до эры).
Высокий правый берег Чепцы изрезан глубокими оврагами и логами, поэтому он идеально подходил для возведения укреплённых пунктов - городищ. Городища возводились на высоких мысовидных холмах, образованных рекой и одним или двумя оврагами. Форма площадок бывала разной. Она определялась природной конфигурацией мысов.
Байгурезьское городище, скорее всего, возведено раньше Варнинского и Тольёнского городищ. Причём, оно, вероятно, играло роль не только оборонительного пункта, но и святилища. До сих пор в Дебёсах известна легенда, из которой следует, что
гора Байгурезь по представлениям верхочепецких удмуртов являлась точкой мироздания и своего рода Олимпом языческих богов наших далёких предков. (Такое совпадение вряд ли может быть случайным!).
Селища дебёсские «поломцы» основывали в непосредственной близости от городищ, то есть также в прибрежной полосе Чепцы. Это делалось для того, чтобы в случае военной опасности быстро укрыться за их стенами.
Верхочепецкие первопоселенцы вели комплексное хозяйство. Они занимались подсечным земледелием и домашним животноводством, но главными хозяйственными отраслями, особенно на самом раннем этапе, были промысловая охота и рыболовство.
Рыбой обеспечивала Чепца, следовательно, селиться далеко в стороне от неё было очень невыгодно. Охотникам также невозможно было далеко отходить от своих родных очагов. Постоянная опасность набега иноземцев вынуждала их ограничиваться небольшой площадью охотничьих угодий в радиусе всего 10-15 километров.
В Дебёсском районе в это время тоже появляются новые селища около современных деревень Варни и Тольён на правом берегу Чепцы и около деревни Лесагурт - на левом. Также о совершенно новом уровне социально-экономического развития дебетских «поломцев» на данном этапе говорит находка Лесагуртского клада. Он был схоронен примерно в 200 метрах от Лесагуртского селища УШ-Х веков.
Клад нашли в 1961 году во время сенокосных работ варнинские ребята. В нём было более ста серебряных восточных монет конца VI - середины IX века, а также тонкие медные пластины и серебряные шейные гривны так называемого глазовского типа. Все вещи клада находились в серебряной шкатулке, на крышке которой, по сообщению ребят, были изображены разъярённый лев и стреляющий в него лучник.Лесагуртский клад - один из нескольких богатых причепецких кладов, относящихся к периоду раннего средневековья. Восточные монеты, схороненные в них, указывают на широкие торговые связи с южными народами.
Если взглянуть на карту нашей республики, то места находок «поломских» кладов дадут чёткое представление о том, где проходил участок Великого пушного пути, который связывал Волжскую Булгарию (а через неё и регион Прикаспия) с северной Удмуртией.
В начале ХVII века «тёмные века» нашей стороны сменило «смутное время» России. Точно так же, как во времена ордынцев и феодальных междоусобиц, из центральной России в годы Смуты «от великого разорения и нестроения» бежали в глухие уголки Вятской земли русские крестьяне. Приток пришлого населения на Вятку снова вынудил удмуртов потесниться. Им вновь пришлось возвращаться к своим «истокам». Но теперь заселение бассейна Чепцы осуществлялось в обратном направлении: с запада на восток - от низовьев Чепцы к её верховьям.
Поскольку государева казна после Смуты и последовавших за ней почти непрерывных войн с Польшей и Литвой была пуста, царь Алексей Михайлович, едва вступив на престол, попытался навести порядок в сборе налогов. С этой целью провели перепись податного населения. Тогда-то переписные книги Карийского стана 1646 года и зафиксировали впервые три самых восточных населённых пункта в верховьях реки Чепцы.
Два из них записали в статус рядовых починков: «на Дебессе речке» (современное село Дебёсы) и Варни (одноименная деревня нашего времени)
А «виной» тому был Сибирский тракт. Это он «ввел» дебесских удмуртов в общий поток общероссийской истории, однажды поставив их перед жёстким выбором, какой дорогой идти дальше.Дебесы в свою очередь угодили на стык сразу двух дорог (в нашем селе соединялись две ветки тракта, из Москвы и Санкт-Петербурга, - далее в Сибирь вела уже только одна дорога).
Хотя маршрут Сибирского тракта через территорию северной Удмуртии окончательно утвердился только к концу XVIII века, становление его «удмуртского» участка началось на столетие раньше. Это было связано с тем, что Великий пушной путь в эпоху Ивана Грозного полностью изменил своё направление. Если прежде он шёл с юга от Прикаспия вдоль Волги на Каму (и Вятку) и далее на север в Биармию, то теперь - из Москвы через Биармию (Пермь Великую) в Сибирь.
«Дебёсский караул» располагался на восточном пограничном стыке Казанского и Хлыновского (Вятского) уездов, и поэтому дебёсцам вменялось в обязанность следить за всеми незаконными передвижениями казанцев и вятчан в сторону Урала и Сибири. Но власти как в воду глядели. В 1682 году казанские служилые люди «неведомо по какому указу» проложили дорогу через Арск, Малмыж и Дебёсский караул до пермских владений именитых людей Строгановых и далее до Соли Камской и Кунгура Вятчане тоже проявили хватку. В том же году они также наладили дорогу на Дебёсы и далее в сторону Урала через удмуртские деревни Глазов, Балезино, Полом и Дебёсы.
Прежде все «государевы дороги» обходили земли удмуртов стороной в силу двух причин. Во-первых, в XVII веке на удмуртов, как и на всю Вятскую землю, возлагалась обязанность снабжать русское население осваиваемой Сибири хлебом. В XVIII веке, когда русские сами освоили под пашни целинные земли в Южном Зауралье (то есть территорию современной Курганской области), перед Вятской землей, и удмуртами в том числе, поставили новую, но не менее важную задачу - кормить хлебом российский флот,
Такое положение дел вынуждало власти делать удмуртам некоторые послабления. К примеру, удмуртам довольно долгое время позволялось быть двоеверцами (то есть формально числиться православными, но на деле быть язычниками), варить кумышку (удмуртский самогон, использовавшийся при проведении языческих молениях) и прочее. Но самое главное заключалось в том, что на земли удмуртов фактически было запрещено переселяться русским крестьянам.
Жизнь на Сибирском тракте помимо первоначальных неудобств имела и преимущества, которые способствовали более быстрому социально-экономическому и культурному развитию дебесского населения. Уже во второй половине XVIII пека в Дебёсах действовал торжок, привлекавший население ближайшей округи. А через столетие Дебёсы - это уже крупный центр базарной и ярмарочной торговли (помимо еженедельных базаров в селе ежегодно проводились 5 крупных ежегодных ярмарок).
Тракт с середины XIX века дал возможность активно заняться местными и отхожими промыслами. Промыслы обеспечивали спрос как местного населения, так и разных чинов проезжающего через Дебёсы люда: извоз, кузнечное, портняжее, пекарное дело.
Тракт расширял кругозор удмуртов, живших в придорожных селениях. Они видели, как по «кандальному тракту» проходили нескончаемые партии арестанчов, проезжали декабристы, петрашевцы, революционеры-народники. Они могли общаться с проезжим людом разных чинов, сословий и национальностей, среди которого нередко можно было встретить и тех, кто оставил значительный след в истории и культуре России. Они и сами, бывало, выходили в путь: на заработки в ближние и дальние уезды и губернии, на золотые прииски Урала и Сибири, а то и просто по святым местам, каких немало на Руси.