ну вот порылся в нете и ко ече нашел
Интернет об аккумуляторах
В отличии от стандартных одноразовых батарей типа AA, экономичность и срок службы современных аккумуляторов значительно выше. Но почему иногда даже самая
дорогая аккумуляторная батарея выходит из строя, не прослужив и половины заявленного производителем времени? А зависит это чаще-всего от неправильного процесса
зарядки, либо от несоответствия типа устройства данному виду источников питания.
Что-бы всего этого избежать нужно знать, что не отличающиеся друг от друга по внешнему виду никель-кадмиевые (Ni-cd) и никель-металлогидридные (Ni-MH)
аккумуляторы обладают совершенно разными свойствами. Кадмиевые батареи, например, характеризуются малой энергоемкостью но работают даже при сильных морозах
или наоборот в условиях сильной жары, в отличии от более мощных Ni-MH батарей, которые очень чувствительны к резкому перепаду температур. Поэтому при выборе
типа аккумуляторов для конкретного устройства необходимо учитывать и окружающую среду, в которой устройство будет использоваться.
Еще одним условием максимального продления срока службы аккумуляторных батарей является правильный процесс подзарядки, который так-же напрямую зависит от
типа батареи. Ni-cd аккумуляторы нужно заряжать только после окончании их полного цикла (полной разрядки), в отличии от никель-металлогидридных, которые можно
до-заряжать в любое время их цикла. Следующее, на что необходимо обратить внимание, это выбор зарядного устройства. Здесь главное не использовать дешевые
зарядники, ведь, кроме несоблюдения стандартов подачи зарядного тока, в них часто отсутствуют функции и характеристики, присущие более дорогим моделям от
авторитетных производителей — защита от перегрева (перегрев может вызвать дальнейшее возгорание) и автоматическое выключения подачи тока при полной зарядке
аккумулятора, что значительно увеличивает срок их службы. Так-же желательно брать зарядное устройство с функцией полной разрядки аккумулятора перед процессом
зарядки, что очень важно, особенно для Никель-Кадмиевых батарей.
Если автомобили и теперь, и изначально работали и работают на аккумуляторах, то различная техника ранее "предпочитала" батарейки. Однако в наши дни во
всем мире наблюдается переход от первичных химических источников тока к перезаряжаемым. В свою очередь аккумуляторы становятся все легче и легче по
весу, срок их службы увеличивается, а время переподготовки уменьшается. При этом одновременно с аккумуляторами совершенствуются и зарядные устройства
(ЗУ).
Рабочие характеристики. Для аккумулятора важны три характеристики: напряжение, емкость и количество циклов заряда-разряда, при которых сохраняется
работоспособность его на должном уровне. Напряжение определяется электрохимической схемой источника, на него влияют концентрация электролита, степень
разряженности, внешняя температура. Электрическая схема всех аккумуляторов одинакова и представляет собой два электрода, между которыми располагается
электролит, а вот материал электродов и природа электролита отличаются. Аккумуляторы бывают щелочные (никель-кадмиевые, никель-металлогидридные) и
кислотные (свинцово-кислотные, используются для автомобилей, медоборудования). В отдельную группу выделяют литиевые аккумуляторы, которые пользуются
популярностью у мобильных телефонов. Первыми были никель-кадмиевые аккумуляторы, позднее появились никель-металлогидридные, в которых один электрод
изготовлен из никеля, другой из сплава с редкоземельными металлами. Они на сегодняшний день являются самыми популярными среди "пальчиковых"
аккумуляторов, поскольку отличаются от кадмиевых более экологически чистым производством и большей емкостью, то есть способность накапливать
электрический заряд, который потом можно отдать. Емкость выражается в Ампер-часах (Ач) и обязательно указывается на корпусе источника тока. Главный
0
недостаток никель-металлогидридных аккумуляторов – это узкий диапазон рабочих температур: -10…+40 С. Для работы техники в условиях дома этого вполне
хватает, а вот зимой на улице может случиться конфуз. Что касается количества циклов заряда-разряда, то никель-металлогидридные аккумуляторы ходового
типоразмера АА способны выдержать 1000 таких циклов. Предполагается, что при использовании сплавов на основе ванадия, титана, циркония и никеля, срок
службы аккумуляторов можно увеличить до 1400 циклов. Количество циклов заряда-разряда не может быть безграничным, так как при циклировании происходят
необратимые изменения в обоих электродах и электролите, так называемые деградационные процессы.
----------------------- Page 2-----------------------
Заряд. Работоспособность аккумулятора во многом зависит от правильности режима заряда, время которого определяется конструкцией и природой источника
тока. В процессе заряда меняется несколько параметров: напряжение, температура, внутреннее давление. Чаще всего для контроля состояния полной
заряженности используется напряжение аккумуляторов, прежде всего из-за простоты его измерения. Второй вариант – это контроль изменения температуры.
0
Температура, при которой отключают заряд от батареи, составляет обычно 50-55 С. Если вы внимательно читали инструкцию ЗУ, то наверняка заметили, что
производитель допускает нагревания аккумуляторов при заряде. Самый оптимальный вариант контроля, приемлемый также при неизвестной остаточной емкости –
это контроль по обоим параметрам: напряжению и температуре. Иногда контроль процесса осуществляется по времени, чаще всего при длительной зарядке
небольшими токами (15-16 часов). Считается, что лучше немного недозарядить аккумулятор, чем перезарядить, ведь длительный перезаряд может привести к
порче. Хотя большая часть современных аккумуляторов может выдержать без повреждения и довольно значительный перезаряд, однако емкость их при этом не
увеличивается. Если же вам необходимо быстро зарядить аккумуляторы, то необходимо использовать ЗУ с высоким уровнем контроля. Увлекаться особо быстрым
зарядом (менее часа) не следует, так как при плохом аппаратурном оформлении ЗУ это сократит срок службы аккумулятора.
Зарядные устройства (ЗУ). Как раз ЗУ и призваны переподготовить источники тока после исчерпания их емкости при разряде на нагрузку. Современные ЗУ
обеспечивают несколько режимов: разряд, быстрый заряд и подзаряд. С зарядом все понятно – он необходим для приведения аккумуляторов в полную "боевую
готовность". Подзаряд и разряд помогают устранить такие нежелательные эффекты как саморазряд и "эффект памяти". Саморазряд возникает при длительном не
использовании аккумулятора, его причина кроется в неустойчивости электродов, загрязнении электролита. Преимуществом аккумуляторов по сравнению с
батарейками, у которых потери емкости при саморазряде невозвратны, является возможность подзарядки перед использованием. Конечно, аккумуляторы можно
заряжать и при наличии остаточной емкости, но постоянно так делать нельзя, иначе срок службы источника тока значительно сократится. Это явление как раз и
носит название "эффект памяти", который кроется в технологии изготовления электродов. Чтобы этого избежать, перед зарядом необходимо разрядить, точнее
доразарядить аккумулятор. Естественно, что после такой процедуры время заряда аккумулятора увеличивается, но зато он прослужит дольше. Никель-
металлогидридные аккумуляторы отличаются меньшей склонностью к "эффекту памяти" чем кадмиевые, но все же с целью профилактики необходимо их
периодически разряжать.
ЗУ выполняются в виде отдельных устройств, приспособленных для заряда конкретных источников энергии или универсальных. Обычно они предназначены для
переподготовки от 1 до 4 аккумуляторов. Поскольку самый популярный вариант аккумуляторов так званые "пальчиковые", то и ЗУ для таких аккумуляторов больше
всего. Универсальность бытовых ЗУ означает обычно то, что с их помощью можно заряжать аккумуляторы разных габаритов, например, 1-4 аккумулятора АА или
ААА или один 9В. Для этого некоторые производители прилагают к своим ЗУ сменные платы, на которые устанавливаются батареи различных типов и конструкций.
Чтобы в этом удостовериться внимательно читайте инструкцию и рассматривайте все рисунки с вариантами установки аккумуляторов, чтобы приобрести то, что
вам нужно. Особенно обратите внимание на порядок установки аккумуляторов: для 4 ошибиться можно разве, что с полярностью, а для установки 2 много
особенностей. Ни в коем случае не заряжайте одновременно аккумуляторы разных производителей, тем более разных размеров одновременно, если об этом
отдельно не оговорено. Не все ЗУ могут заряжать одновременно непарное количество аккумуляторов, а только 2 или 4. Старайтесь использовать ЗУ и
аккумуляторы одного производителя. Некоторые ЗУ имеют адаптер, благодаря которому ими можно воспользоваться в любой стране мира. Часть исполнена в
таком виде, что подключается к сети без шнура, однако далеко не всегда это удобно.