Издалека долго течет река Кама

Довольно часто в различных журналах, газетах встречаются заметки и статьи о сплавах по различным рекам. Однако не редкость, когда путь имеет обратное направление – к истоку реки.

Мы, молодежь из Афанасьевского района Кировской области, решили посмотреть, откуда вытекает родная Кама, и отправились туда пешком

Состав нашего… назовем его "походом" был разнообразным, но основную часть группы представляли школьники, в том числе и пара трудных подростков. Четверо взрослых – пара учителей-женщин да я с другом – осуществляли контроль над данным мероприятием.

Ввиду ограниченного бюджета снарядились, так сказать, чем бог послал. У большей части группы были арендованные простые и дешевые спальники, китайские палатки. По рюкзакам тоже сборная солянка – у кого-то советские мешки, у кого-то школьные сумки. Лично мне повезло больше – у меня был здоровенный, на сто литров, рюкзак, в котором я нес не только свои вещи, но и половину провизии, три спальника, и еще там место оставалось. А благодаря системе крепежей и смягчителей получалось, что я единственный, у кого после долгого пути не ныла спина в конце каждого дня.

Нам предстояли 5 красочных дней похода.

Село Пашино Афанасьевского района. Сонные, нагруженные, но полные энтузиазма, отправились мы в путь. От Пашино сразу вышли на русло Камы и продолжили путь вдоль него. На привале некоторые школьники решили переобуться, так как в поле роса уже испарилась, а идти в сапогах было жарко.

Я начал их отговаривать: мол, впереди лес, болотистая местность, комары и прочие прелести. Но, несмотря на все мое красноречие, ребята продолжили свой путь. «Пусть учатся на своих ошибках», – подумал я и, закинув за плечи рюкзак, отправился дальше. По ориентированию проблем не было, так как держались мы вблизи Камы, а натоптанные годами тропинки рыбаков только ускоряли наш путь. Однако не обошлось и без проблемных мест – поваленных деревьев, крутых склонов и ручьев. Что в этот момент я говорил ребятам в кроссовках, догадаться несложно.

reka-kama-02

Дошли до деревни Меркучи, под которой устроили долгожданный обед. Благо рядом находилась одна из небольших пилорам, и пацаны резво натаскали оттуда горбыля. Первое, второе – все как положено. Спасибо девочкам! После трапезы стало ясно, что необходим перерыв с полчаса, дабы «улеглось». Пацаны резались в карты, девчонки решили позагорать. Один Толик молча ушел к берегу с удочкой. После перерыва, вздохнув, наши подопечные все же переобулись обратно в сапоги.

reka-kama-04

Перелески скрывали нас от жары – несмотря на конец лета, температура днем стояла выше +25. Те, кто был в походе впервые, даже не заикались об усталости, но наметанный глаз взрослых сразу видел, когда группа начинала замедляться, и тогда устраивали привал.

reka-kama-03

Один из привалов закончился необычными дикими танцами и криками – две девушки присели отдохнуть, не заметив муравейник.

И вот на подходе к деревне Ромаши мы приняли решение остаться здесь на первую ночевку. Распределили обязанности: кто займется приготовлением ужина, кто пойдет по дрова, кто – по воду. Некоторым было поручено поставить палатки, другим – разрезать арбузы. Стоп! Откуда арбузы взялись? На мой вопрос парни пояснили, что, пока они таскали на обед дрова, заодно забежали в местный магазин и купили пару этих ягод, дабы угостить именинника Даниила, находившегося в нашей компании. Ну что ж, арбузы не алкоголь – разрешаются. Перед ужином многие искупались в Каме, а затем, вкусив тушеной картошки и налив чаю, уселись у костра и по кругу начали травить анекдоты и различные истории из жизни. Лишь Толик опять молча ушел с чаем и удочкой в сторонку, на берег.

Ребята еще долго беседовали у костра, но усталость дала о себе знать и постепенно все разошлись спать.

Будить летом школьников ранним утром – дело хлопотное. Все по привычке просят еще пять минут сладкой дремы. Но время не ждет, а рисовая каша с кусочками ананасов – утренний деликатес туриста – постепенно начинает остывать.

reka-kama-01

Спустя полтора часа после завтрака и сбора лагеря мы продолжили путь. Весь день нам попадались отличные пути: то проторенные тропинки рыбаков да охотников, то поля, на которых уже закончили сенокос. Легкая дорожка раззадорила юных туристов, и начались фотосессии на ходу, обмен кепок на косынки, пение песен.

Не заметив, как пролетело время, мы подошли к д. Угор, что рядом с д. Верхнекамье. В обед нас настиг первый небольшой дождь, однако его хватило, чтобы смочить некоторые рюкзаки, снаряжение. Дальше путь решили продолжить по дороге, которая тоже превратилась в грязевое месиво. Проезжавшие мимо машины сигналили, нам махали руками. В ответ наши разве что не прыгали от восторга. Километров через 10 выглянуло солнце, припекло, и мы снова свернули ближе к Каме.

reka-kama-07

Ночевку организовали под деревней Дурины. И хотя эта деревня считается обитаемым населенным пунктом, по факту там проживало на тот момент буквально полтора человека. Мы поставили палатки и развели огонь. Приготовление пищи и сам ужин проходили под мелкую морось. А вокруг кружили тучи. Нам оставалось лишь гадать, дойдет ли это до нас.

До темноты снова наперебой обсуждали некоторые моменты похода, рассказывали истории из жизни и травили анекдоты. Лишь Толик опять молча отошел к берегу с удочкой. Едва начали стихать разговоры и взгляды устремились в горящий костер, как вдруг раздались нечленораздельные возгласы Толика – не то восторженные, не то испуганные. Естественно, все поспешили проверить, что там произошло.

Но не успели ребята отойти от костра, как Анатолий сам выбежал к лагерю со счастливым лицом, улыбкой до ушей и с криками: «Во какая! Гляньте!» – и показал щуку величиной почти с полметра. Все дружно похвалили Толю и решили, что завтра на обед будет уха. На этой ноте мы отправились спать.

Увы, тучи как будто ждали, когда мы заберемся в палатки, и тут же опрокинули на нас ливень. Вот тут-то то и сказалось неважное качество китайских палаток. Все швы протекали, дно тоже местами пропускало влагу, вследствие чего некоторые спальники под утро оказались сырыми. Вдобавок не все наши палатки имели покрытие в два слоя.

В общем, наутро все делалось медленно, палатки не сушились – солнца и ветра не было. Мокрые спальники упаковывали в пакеты, дабы не смочить в рюкзаке одежду и провизию. Спасибо моему другу, который догадался на ночь закрыть пленкой дрова, благодаря чему огонь развели быстро. Группа в основном детская, а потому старшие посовещались и приняли решение устроить дневку на следующей стоянке.

Весь день шли почти молча, все внимание было устремлено на путь, дабы не угораздить в большую лужу или болотину. Хорошо, что через пару часов попалась старая дорога, которая, похоже, раньше использовалась при делянке леса. Она хоть немного ускорила наш ход.

Дойдя до д. Шердыняты, мы решили приободрить юнцов и в местном сельпо купили всем мороженое. Солнце вновь стало показываться из облаков, и спустя пару километров мы организовали обед, где была уха из Толиной щуки. Вкуснотища!

reka-kama-05

Заночевать решили под с. Гордино, откуда, кстати, были родом некоторые наши участники. Развесили на ветках промокшие спальники, палатки тоже на время сушки поставили вверх дном. Парням я доверил срубить сушину, сам же наломал пихтовых веток и уложил их под палатку, чтоб спалось мягче и теплее. Вечером заварили чай из листьев смородины, которым угостили и зашедших на огонек гординских друзей. После второй мокрой ночи в сухих спальниках да на пихтовых ветках все спали как убитые, лишь храп некоторых парней иногда будоражил мой чуткий слух. Наутро основная часть группы ушла в село на экскурсию, где ребята увидели памятник павшим в Великой Отечественной войне, а в музее узнали про местные края и ранний быт людей.

Ближе к ночи ребята разошлись спать, а взрослые решали вопрос о дальнейших действиях, т. к. дневка сбила с графика. Решили, что проще всего будет заказать автобус до самого истока Камы, хоть и придется выложить немалую сумму, которой, к счастью, мы с другом располагали. Километров 40 ехали мы до с. Кулига (это уже Удмуртия), видя, как в предвкушении развязки путешествия молодежь заряжается позитивом, резвится по салону.

reka-kama-06

И все же дорогой путь вышел длиннее, чем мы бы шли пешком. Как только мы вышли из автобуса, уже у самого парка с местом истока, наши подопечные разбежались по нему как стая воробьев, но через пару минут все уже глазели на 10-сантиметровую трубу, из которой бил ключ. В дальнейшем благодаря притокам он становился могучей судоходной рекой Камой. Наша цель была достигнута!

Больше часа все фотографировались как могли, пили воду, набирали ее в бутылки, дабы привезти домой.

reka-kama-08

В беседке перекусили, угостили водителя и, сделав еще пару фото, отправились назад, в Гордино. Оттуда мы пошли обратно, в сторону Афанасьево. Ребята вымотались, вдобавок снова пошел дождь, и, дойдя по дороге до д. Шердыняты уже затемно, мы решили заночевать в начальной школе. Местные работники были уже в курсе событий. Они заранее убрали школьную мебель, освободив нам место для ночлега, и истопили печку. В таких гостеприимных условиях мы и провели последнюю ночь нашего похода.

Наутро попрощавшись с работниками школы, решили завершить путь, пройдя его по дороге. С частью группы расстались в Пашино, остальные дошли до Афанасьево, где нехотя разошлись по домам. Ребята будут еще долго вспоминать поход и делиться впечатлениями со своими близкими.