ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 2.

Заметки новичка-краеведа.


Вятская летопись не сообщает, имелись ли подобные идолы в Болванском городке. Известно только, что новгородцам приглянулась высокая красивая гора и городок на ней. Новгородцы решили взять городище, и дали обет святым князьям Борису и Глебу, что не будут пить и есть, пока не возьмут город. В день памяти святых христианских мучеников Бориса и Глеба (6 августа) 6681 года от сотворения мира (1181 г. от Р.Х.), город был взят. Часть его защитников были перебиты, остальные вместе с жителями разбежались по лесам. На месте городища новгородцы основали новый город Никулицын, и первым делом построили там церковь в честь св. Бориса и Глеба.

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 2.
Фото: Икона «Св. князья Борис и Глеб»

Икона «Св. князья Борис и Глеб» из Борисоглебской церкви села Никульчино визуально рассказывает о взятии новгородскими дружинниками Болванского городка. Защитники города – умелые охотники, которые хаживали и на медведя, – даже для опытных воинов были сильным противником. И новгородская дружина прибегла к военной хитрости. Они вытесали из дерева идолов и пустили их по реке на плотах. Пока местные жители, собравшись на берегу, пытались понять, куда уплывают их «боги», русские обошли овраг и напали на городище с напольной стороны.

Почему защитники «славного града Болвана», увидев воинство, значительно превосходящее их числом, не сдали города, не оставили мыс, несмотря на серьёзную опасность?

Для них это было место особой духовной силы, культовый центр местных племён так называемой Кочергинской культуры.

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 2.
Фото: Кировский краеведческий музей. Образцы изделий Кочергинской археологической культуры

Кочергинская археологическая культура существовала в бассейне р. Вятки в X-XII вв. Выделена в конце 1960-х археологом Р.Д.Голдиной. Памятники особенно плотно концентрируются в среднем течении Вятки и на ее левобережных притоках. На территории распространения Кочергинской культуры довольно часто находят клады: серебряные украшения, бляхи и монеты.

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 2.
Фото. Никулицкий мыс на спутниковой карте.

Исследователь А.Балыбердин выдвинул интересную гипотезу того, что Никулицкий мыс был своего рода «Вятским Стоунхенджем» - уникальной природной астрономической обсерваторией. Его положение и ориентация на местности позволяют вести круглогодичное наблюдение за Солнцем без применения каких-либо приспособлений и отмечать наиболее важные даты солярного цикла: дни равноденствий и солнцестояний. Для оседлых племен вотяков-земледельцев это было очень важно. Однако одним из основных занятий народности коми вплоть до XX в. были охота и рыболовство. Наблюдения за солнцем для них особого значения не имело. Поэтому, более вероятно, русские облюбовали Никулицкий мыс из-за его стратегически выгодного положения, уже имеющихся укреплений и жилищ. Также свою роль сыграло наличие в городке множества серебряных и бронзовых украшений – дары, которые местные охотники много лет приносили своим божествам…

ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 2.
Фото. Кировский краеведческий музей. Языческие подношения божествам.

Одним из самых распространенных подарков богам была водоплавающая птица (чаще всего утка). Культ утки имеет древние истоки и считается своеобразным религиозно-мифологическим символом финно-угорских народов. Согласно мифологии народа Коми, два верховных бога Ен и Омэль вылупились из двух одинаковых яиц, которые снесла утка.

Битва за Никулицкий мыс для русских стала битвой за Вятку. Русская Православная церковь считает событие знаковым, так как в этом сражении новая, христианская вера символически одержала верх над прежней, языческой.

Появление пришлых людей, носителей новой веры, уничтожение ими древних языческих святилищ навсегда нарушило привычные для местных племён условия. В конце XII – начале XIII века, т.е. с приходом на Вятку русских поселенцев, кочергинская культура Средней Вятки постепенно прекратила своё существование.

Продолжение следует…

Елена Анфилатова.